Основные подходы по формированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Важной частью бюджетной политики является формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями края. Политика в этой области направлена на:

- обеспечение равных возможностей местных бюджетов по предоставлению гражданам бюджетных услуг с учетом установленных бюджетных правил и возможностей краевого бюджета;

-    содействие сбалансированности местных бюджетов;

-  стимулирование мер, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований и оздоровление муниципальных финансов.

Обеспечение равных возможностей местных бюджетов по предоставлению гражданам бюджетных услуг достигается как за счет увеличения налоговых доходов муниципальных образований, так и путем предоставления финансовой поддержки.

По решению органов государственной власти края в местные бюджеты на постоянной основе по единым нормативам зачисляются доходы от транспортного налога, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на доходы физических лиц. На 2019 год объем поступлений составит 2,3 млрд. рублей. Кроме того, ежегодно в бюджеты муниципальных районов утверждаются дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, в 2019 году на сумму 4,7 млрд. рублей.

При определении объемов финансовой поддержки на выравнивание обеспеченности муниципальных образований края соблюдается главное правило – её не снижение к уровню предыдущего года.

Финансовая помощь местным бюджетам на 2019 год увеличена на компенсацию дополнительных расходов в связи повышением минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы и на решение социально-значимых и первоочередных вопросов на 1,9 млрд. рублей и составит 4,0 млрд.рублей.

В проекте краевого бюджета предусмотрено 4,3 млрд. рублей на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по 43 приоритетным направлениям деятельности Правительства края в рамках государственных программ. Это такие направления, как обеспечение жильем молодых семей; оказание поддержки гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство; поддержка муниципальных программ формирования современной городской среды; создание инфраструктуры на земельных участках в рамках программы "дальневосточный гектар", строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности.

  На исполнение 16 государственных полномочий будет направлено 18,7 млрд. рублей. Основная часть направляется на:

- выплату заработной платы и расходы по учебному процессу в 363 муниципальных общеобразовательных организациях, выплату заработной платы воспитателям и расходы на приобретение учебно-методических материалов в 374 муниципальных детских садах;

- компенсацию расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности;

- снижение платежей населения за тепловую и электрическую энергию;

-  регистрацию актов гражданского состояния и др.

На оказание дополнительной финансовой помощи в ходе исполнения местных бюджетов на 2019 год предусмотрена дотация на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в размере 842,0 млн. рублей. Эти средства будут распределятся в случае возникновения выпадающих доходов местных бюджетов или дополнительных расходов, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

В целях стимулирования мер, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований и оздоровление муниципальных финансов финансовая помощь местным бюджетам будет предоставляться на основании соглашений с органами местного самоуправления, предусматривающих меры, направленные на увеличение собственных доходов, отмену неэффективных налоговых льгот, оптимизацию расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление.

Всего в проекте бюджета предусмотрено межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям края в размере 27,8 млрд. рублей, что составляет 29,4 % от расходов краевого бюджета и 7,0 млрд. рублей планируется передать через единые и дополнительные нормативы отчислений от транспортного налога, налога по упрощенной системе налогообложения и налога на доходы физических лиц.  

Вышеперечисленные подходы способствуют укреплению самостоятельности местных бюджетов и эффективному решению вопросов местного значения.